Гиперактивность: не пилите непоседу!

«Он ужасно непоседливый ребенок», «он не может усидеть на месте». Достаточно часто можно услышать эти фразы, не правда ли? Взрослея, малыш начинает проявлять свой характер, причем, чаще всего, не такой, о каком мечтали родители.

Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит – и все это почти одновременно! Родители часто просто не знают, как относиться к такой подвижности ребенка, которая порой граничит с гиперактивностью.
психолог дает советы родителям по  поводу гиперактивности у детейГиперактивность, или, если выражаться на языке ученых, синдром дефицита внимания, встречается у детей достаточно часто. Ребенок не может усидеть за одним занятием больше десяти минут, не реагирует на ограничения и запреты, провоцирует конфликты, находится в постоянном движении, даже если сильно устал. Проблема в том, что очень трудно определить точно: гиперактивный ребенок или просто непоседливый. Разобраться в особенностях развития детей помогут советы психолога центра раннего развития ребенка «Академия детства» Нины Борисовны Владских.
– Родители чаще всего напрасно бьют тревогу, – заверила меня Нина Борисовна. – Если малыш не сидит, сложив ручки, с полутора лет, если он везде лезет – это вовсе не значит, что он гиперактивный. Проблема проявляется именно в дефиците внимания, то есть, когда ребенок не может сконцентрироваться, он очень возбудим, не вступает в контакт. Это психическое заболевание, которое, если его не лечить, может сильно испортить жизнь как малышу, так и его родителям.

гиперактивность и медлительность - две стороны одной медали– Что же может быть причиной этой болезни?
– Гиперактивность вызвана поражением некоторых участков мозга, которое способно передаваться по наследству, может возникнуть при тяжелых родах или при стрессах у мамы во время беременности. Неправильное лечение, какие-то социально-психические травмы, избыток лекарств тоже могут вызвать изменения в развитии ребенка раннего возраста.
Причин множество, часто они бывают запрятаны очень глубоко. Например, был в моей практике такой случай: девочке поставили диагноз «гиперактивность», она стояла на учете, проходила курсы лечения, а результата все не было и не было. Представляете, оказалось, что она просто плохо слышит!

– Значит, если гиперактивность – медицинский диагноз, то должно быть и лечение?

– Не просто лечение, а целый комплекс лечений и мероприятий, – уверяет Нина Борисовна. – Прежде всего, это, конечно, соблюдение родителями всех правил и рекомендаций специалистов, консультации детского психолога. Например, гиперактивный ребенок не должен посещать какие-либо массовые мероприятия, смотреть телевизор, круг его общения с ровесниками должен сужаться до одного-двух друзей. В школе такие дети учатся на день меньше, то есть им дается дополнительный выходной в середине недели. Иногда даже переводят на домашнее обучение. Должен обязательно соблюдаться режим дня. Если эти простые правила выполняются, ребенок начинает развиваться нормально. Часто гиперактивным детям назначают расслабляющие ванны, успокаивающие препараты, массажи. Конечно, никакие препараты и методики не помогут, если в семье нет доброжелательной обстановки! Прежде всего, малыш должен знать, что его любят и ценят. Тогда он сам будет стремиться поступать правильно, чтобы не расстраивать родителей. Любое достижение ребенка нужно поощрять. Важно не запускать болезнь. С возрастом ребенку будет все труднее жить с такими отклонениями.

– Как же можно запустить эту болезнь? Ведь родителям достаточно тяжело приходится с таким малышом?
– Конечно, тяжело. Главная проблема современных молодых мам и пап в том, что у них нет опыта. Они попросту не знают, как обращаться с детьми, не знают, нормальное ли у их ребенка поведение и развитие для его возраста. Так что прежде всего надо учить родителей быть родителями, чтобы они не испортили своего же ребенка. У малыша должны быть четкие рамки дозволенного и недозволенного в поведении. Но при этом не должно быть слишком много «нельзя».
И со мной произошел один поучительный случай, хотя на тот момент у меня уже был педагогический опыт. Своему сыну я очень многое запрещала. Главным и самым сладким запретным плодом для него была швейная машинка Zinger. Не подпускала я его к этому агрегату только из-за того, что он мог пораниться об иголку. И вот я прихожу к маме и вижу такую картину: мой сын сидит, пот течет с него градом, а он с остервенением крутит ручку этой самой машинки. На мое возмущение мама ответила: «А что такого? Иголку-то я выкрутила…» Сын в тот вечер накрутился вволю и больше машинку не трогал...

гиперактивность у детей– Нина Борисовна, я слышала и о такой проблеме у детей, как медлительность. Это некая противоположность гиперактивности?
– Медлительность и гиперактивность – две стороны одной медали. Кроме того, темперамент малыша тоже играет огромную роль в формировании его характера. Первое мое задание при работе с молодыми семьями в нашем детском центре – определить темперамент своего ребенка. Это очень важно при воспитании, поскольку, например, то, что может сделать сангвиник, не сделает холерик. Требования к ребенку должны соответствовать типу его характера. Медлительность – это замедленная реакция. Ребенок все делает неспешно и неохотно, его трудно заинтересовать, увлечь чем-то. Чтобы преодолеть медлительность, как впрочем, и гиперактивность, родителям нужно большое терпение. Мы в своем центре постоянно проводим специальные игры на ускорение и раскрепощение, учитывающие особенности развития детей. Медлительного ребенка нужно ставить ведущим, давать ему возможность сделать что-то первым. Мы подбираем ряд игр со сменой темпа движения, игры с максимально быстрым движением, эстафеты. С гиперактивным – наоборот. Игры направлены на развитие терпения.  
Нет никаких четких предписаний по лечению этих отклонений, ведь к каждому малышу нужен особый подход, потому что он уникален и неповторим. В этом и вся суть работы психолога – искать глубинные причины поведения и как-то корректировать его. А для родителей главное – понимать особенности развития ребенка и помогать справиться с болезнью, а не «пилить» его изо дня в день за то, что он не такой, как все.

Людмила Овчинникова